Роль подготовки кадров по во­просам репродуктивного выбора в обеспечении качества оказания медицинской помощи женщинам при аборте

Кафедра репродуктивной медицины и хирургии ФПДО МГМСУ ФГУ НЦ АГиП им. академика В. И. Кулакова МЗ и СР РФ Российская ассоциация «Народонаселение и развитие» Российское Бюро ВОЗ Москва, Россия

Цель исследования: дать оценку системы ока­зания медицинской помощи в связи с искус­ственным прерыванием беременности в России и определить стратегические изменения и соз­дание программ, направленных на улучшение качества оказания медицинской помощи в связи с искусственными абортами и на снижение их числа.

Материалом исследования являются данные, полученные в ходе «Стратегической оценки политики, программ и услуг в области непла-нируемой беременности, контрацепции и абор­тов в РФ», осуществленной группой иссле­дователей, в которую входили представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ФГУ «НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова Росмедтехнологий», других ведущих научных и практических учреждений в области репродуктивного здоро­вья, Российской ассоциации «Народонаселение и развитие». Использовался концептуальный подход и методология стратегического плани­рования, известная как Стратегический Подход, разработанный и внедряемый Департаментом репродуктивного здоровья и исследований ВОЗ. Сбор данных осуществлялся методом интер­вьюирования руководителей всех уровней, практических врачей акушеров-гинекологов, потребителей услуг, представителей обществен­ности, включая работников предприятий, учи­телей, студентов, представителей молодежных и женских организаций, владельцев предприятий, региональных государственных чиновников, представителей национальных меньшинств в России и других заинтересованных лиц в трех регионах Российской Федерации (Московская, Ивановская, Свердловская области), а также результаты наблюдений за предоставлением услуг, связанных с планированием семьи и абор­тами (апрель 2009 г.). Статистическая обработка полученных данных осуществлялась качествен­ным методом группой экспертов.

Программы подготовки медицинских специа­листов всех уровней и на всех этапах не включают компоненты качественных услуг при аборте. Врачи проходят подготовку по искусственному прерыванию беременности на старших курсах института, где имеют возможность наблюдать процедуру аборта (редко - выполнять самостоя­тельно) во время практики. Документирование самостоятельно выполненных процедур отсут­ствует. Практические навыки приобретаются практическими врачами на рабочих местах самостоятельно, под руководством старших коллег. При обучении на рабочем месте вни­мание уделяется только технике аборта, тогда как другие аспекты качества процедуры не рас­сматриваются. На обязательных сертификаци­онных курсах вопросы абортов не освещаются. Вследствие этого, с техникой выполнения меди­каментозного аборта и вакуумной аспирации (в сроках до 12 недель на фоне медикаментоз­ной подготовки шейки матки без контрольного кюретажа) знакомы незначительное количество врачей. Знания акушеров-гинекологов амбула­торного звена имеют тенденцию к узкой направ­ленности (например, ведение беременности, бесплодие, гинекологическая эндокринология).

Тема безопасности аборта рассматривается лишь в ракурсе безопасности проведения опе­рации, которую должен выполнять только врач, в асептических условиях, владея методиками, утвержденными приказом МЗ и СР РФ 14 октя­бря 2003 г. N 484 «Об утверждении инструкции о порядке разрешения искусственного прерыва­ния беременности в поздние сроки по социаль­ным показаниям и проведения операции искус­ственного прерывания беременности». Выводы:

1. При подготовке врачей акушеров-гинекологов (как на додипломном, так и постдипломном уровнях) вопросам безопас­ного аборта и качества оказания медицинской помощи женщинам по вопросам репродук­тивного выбора не выделяется необходимое количество учебных часов.

2. Существует необходимость в пересмотре учебных программ и организации практи­ческих занятий по искусственному преры­ванию беременности на всех уровнях под­готовки врачей и среднего медперсонала, с тем, чтобы они включали как доказательно обоснованную современную теоретическую часть, основанную на наглядных, доступ­ных и интересных методических пособиях, так и практическое обучение в медицинских учреждениях.

Похожие записи:

Сайт Здоровье родных и близких находят по следующим фразам:

Оставить отзыв



Рейтинг@Mail.ru