Что такое dots?

DOTS — это рекомендованная в международном масштабе стратегия, направ­ленная на обеспечение излечения туберкулеза . Она базируется на пяти клю­чевых принципах (табл. 56), обычных для стратегии борьбы с болезнями, обес­печивающих раннюю диагностику, лечение источников инфекции, а также препятствующих распространению туберкулеза.

Лечение больных, являющихся источниками инфекции, в качестве страте­гии предупреждения распространения инфекции и борьбы с туберкулезом бы­ло выдвинуто на первый план Крофтоном (Crofton) в начале 1960-х годов . Это было почти через 20 лет после открытия первого эффективного противоту­беркулезного препарата и через 10 лет после контролируемых рандомизирован­ных исследований, показавших, что комбинированные схемы химиотерапии способны излечить больных и предотвратить развитие лекарственной устойчи­вости .

Пакет мероприятий, получивший в конечном счете известность как страте­гия DOTS, был впервые сформулирован в национальных программах борьбы с туберкулезом, поддерживаемых IUATLD под руководством д-ра Карела Стиб-ло. Технические и организационные принципы эффективной борьбы с тубер­кулезом Стибло разрабатывал сначала в Объединенной Республике Танзании, а затем в нескольких странах Африки и Латинской Америки на основе окруж­ных руководящих структур. В распоряжении округов имелись персонал и ре­сурсы, достаточные для организации диагностики и лечения, для поддержания поставок и мониторинга выполнения программы в округе с населением 100 000—150 000 человек. Стибло показал, что краткосрочное лечение является обязательным для достижения адекватных результатов лечения на програм­мной основе, он подтвердил также необходимость химиотерапии под непо­средственным наблюдением и разработал принципы регистрации информа­ции, отчетности и лекарственного обеспечения, ставших интегральными ком­понентами DOTS.

ВОЗ начала продвигать эту стратегию в 1991 г. , А в 1994 г. разработаны Ос­новные положения эффективной борьбы с туберкулезом , В которых четко из­ложены основные положения, ставшие в последующем известными как стратегия DOTS. Эти основные положения были пересмотрены и расширены в 2002 г. [ 7].

Термин «терапия под непосредственным наблюдением» (DOTS) использо­вался уже за несколько лет до этого, но в 1995 г. он был модифицирован ВОЗ

МОНИТОРИНГ

Таблица 56

Принципы и компоненты стратегии DOTS3

Ключевой принцип

Компонент DOTS

Организованное

Правительственная поддержка в обеспечении

Продолжительное

Всеобъемлющей продолжительной деятельности по

Вмешательство

Борьбе с туберкулезом

Точная и ранняя

Выявление больных методом микроскопии мазков

Идентификация источника

Мокроты среди пациентов, обратившихся за

Инфекции

Медицинской помощью по поводу характерных

Симптомов

Эффективное и приемлемое

Стандартизованная краткосрочная химиотерапия

Для пациента лечение

С использованием 6-8-месячных схем, по меньшей

Мере у всех больных с положительными результатами

Бактериоскопии мазков мокротыЭффективное

Лечение больных, включая непосредственное

Наблюдение за приемом препаратов в интенсивной

Фазе химиотерапии у всех вновь выявленных больных

ТБ с положительными результатами бактериоскопии

Мазков мокроты: в фазе продолжения лечения —

У всех больных, получающих рифампицин, и у всех

При повторном лечении

Эффективное управление

Регулярное бесперебойное обеспечение всеми

Лекарственной терапией

Необходимыми противотуберкулезными препаратами

Мониторинг окончательного

Стандартизованная система регистрации

Результата

И отчетности, позволяющая оценивать выявление

Больных и результаты химиотерапии каждого

Больного, а также выполнение программы борьбы

С туберкулезом в целом

А Источник: пункт 2 В списке литературы.

Как «краткосрочная химиотерапия под непосредственным наблюдением» и использован для обозначения всеобъемлющей стратегии борьбы с туберку­лезом . Несмотря на то что термин «DOTS» подчеркивает компонент непо­средственного наблюдения, все его аспекты являются обязательными, а само это понятие стало не акронимом, а «маркой» стратегии борьбы с туберкулезом, рекомендованной ВОЗ.

Правительственная поддержка является обязательным компонентом стра­тегии DOTS. ВОЗ подчеркивает необходимость поддержки и социальной моби­лизации как средств выполнения правительственных обязательств. Чтобы про­грамма действовала, требуются достаточные средства и административная под­держка для найма персонала, приобретения необходимого оборудования (пре­параты, микроскопы, реагенты, печатные материалы и др.).

Рациональность постановки диагноза преимущественно на основании мик­роскопии мокроты у больных в лечебных учреждениях была детально рассмот­рена в первом разделе данной книги.

Непосредственное наблюдение за лечением означает, что «опытный со­трудник наблюдает за тем, как больной проглатывает таблетки». Это обяза­тельное и фундаментальное положение стратегии DOTS позволяет быть уве­ренным в проведении химиотерапии . Первоначальные документы ВОЗ указывали на необходимость непосредственного наблюдения, проводимого медицинскими работниками . В последующем накопленный опыт выпол­нения программ DOTS во всем мире показал, что обученные непрофессиона­лы могут также эффективно проводить контроль химиотерапии. Такими конт­ролирующими лицами стали добровольцы-общественники в Бангладеш , Лавочники в Южно-Африканской Республике , религиозные лидеры, не­профессиональные работники здравоохранения, а также их добровольные по­мощники из общин. Некоторые исследования последних лет иногда ставят под сомнение необходимость непосредственного наблюдения за приемом препара­тов Или же предлагают сократить частоту подобного контроля до одного раза в неделю . Однако выгоды для пациента и службы здравоохранения, связанные с более редким контролем, могут быть нивелированы вероятностью развития лекарственной устойчивости из-за скрытого уклонения больного от приема препаратов. Эффективность назначенного лечения может обеспечить только опытный наблюдатель, доступный и приемлемый для пациента и в то же время подотчетный службе здравоохранения.

Необходимость бесперебойного снабжения противотуберкулезными препа­ратами не требует комментариев. Кроме того, необходимо обращать особое внимание на качество лекарственных средств, особенно если они назначаются в комбинациях фиксированных доз (см. главу 40 «Каковы достоинства и недо­статки комбинированных лекарственных (противотуберкулезных) препаратов с фиксированными дозами?»).

Система отчетности DOTS, позволяющая просто и ясно прослеживать ди­намику заболевания и выполнение программы, подробно описана в главе 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендова­на?». Эта система проста и легкодоступна для внутреннего контроля и согласо­вания, она также может быть проконтролирована извне. С этой целью можно пересматривать слайды с мазками мокроты, проводить опрос медицинских ра­ботников и пациентов, проверять потребление лекарственных средств и сопут­ствующих материалов. Оперативные исследования, предназначенные для не­прерывного анализа и улучшения программы, являются еще одним аспектом систематического мониторинга и оценки.

Модификация стратегии DOTS продолжается. Это касается, например, проблемы туберкулеза в сочетании с ВИЧ-инфекцией и множественной лекар­ственной устойчивости. Подобные модификации, проводимые на базе основ -

Требуемые компоненты

Дополнительные элементы в борьбе с туберкулезом

В пакете стратегии DOTS

Для стран с низкой заболеваемостью

Правительственная продол -

Правительственная поддержка в борьбе с туберкулезом с це -

Жительная поддержка

Лью его искоренения:

В борьбе с туберкулезом

•юридические рамки, в том числе законы об обязательном

Учете, когортный анализ результатов лечения и лекарственная

Политика;

•политика борьбы с туберкулезом, основанная на консенсусе

Национальных органов и ведущих организаций;

•поддержание эффективной сети противотуберкулезной

Службы, обеспечение ее технической оснащенности на

Национальном уровне и опытными человеческими ресурсами

На более низких уровнях

Микроскопия мазков мокро -

Во всей популяции: выявление заболевших среди пациентов

Ты для выявления больных

С симптомами легочной патологии

Источников инфекции среди

Контроль групп риска (выявление больных активным туберкуле -

Лиц, обратившихся

Зом среди групп повышенного риска)

В лечебные учреждения

Подтверждение диагноза методом посева

С симптомами туберкулеза

Определение лекарственной чувствительности, особенно среди

Легких

Групп с высокой ее вероятностью

Распространение контроля (например, выявление источника

Инфекции и контактов)

Стандартизованная краткос -

Непосредственное наблюдение за химиотерапией более пер -

Рочная химиотерапия всех

Вых 2 мес для лиц из групп высокого риска и при низких показа -

Больных туберкулезом под

Телях излечения

Непосредственным наблюде -

Особая химиотерапия при множественной лекарственной ус -

Нием за приемом препара -

Тойчивости

Тов не менее первых 2 мес

Профилактическая химиотерапия недавно инфицированных лиц и

У бактериовыделителей

Лиц из групп высокого риска (например, ВИЧ-инфицированные)

Регулярное бесперебойное

Регулирование использования противотуберкулезных препара -

Обеспечение противотубер -

Тов; резервные лекарственные средства для лечения туберку -

Кулезными препаратами

Леза с множественной лекарственной устойчивостью возбуди -

(предпочтительно прошед -

Теля должны быть доступными только в высококвалифициро -

Шими контроль качества

Ванных центрах

Комбинациями фиксирован -

Ных доз препаратов)

Оценка и контроль:

Наблюдение, основанное на универсальной системе отчетности

Использование

Исследование мазков мокроты и посевов для оценки результа -

Бактериоскопии мазков

Тов лечения

Мокроты для оценки

Контроль лекарственной чувствительности

Динамики и результатов

Качественная оценка данных борьбы с туберкулезом (напри -

Лечения

Мер, система аудита)

А Источник: пункт 1 в списке литературы.

Таблица 57

DOTS в странах с незначительной заболеваемостью туберкулезом3

Ной стратегии DOTS, получили известность как «DOTS плюс» . Дополни­тельные элементы стратегии, предложенные для стран с незначительной забо­леваемостью туберкулезом, представлены в табл. 57. Они предусматривают ак­тивное выявление больных туберкулезом в отобранных группах повышенного риска, рутинное определение лекарственной чувствительности возбудителя и проведение химиотерапии при латентной туберкулезной инфекции.

Распространение системы DOTS

ВОЗ получает сведения о применении системы DOTS от национальных противо­туберкулезных программ и публикует ежегодные глобальные отчеты, начиная с 1997 г. В 2003 г. была опубликована информация о выявлении заболеваний в 2001 г. и о результатах лечения пациентов, зарегистрированных в 2000 г. Семь опубликованных отчетов показали, что число стран, внедривших систему DOTS, возросло с 70 в 1995 г. до 155 в 2003 г. За период с 1995 по 2000 г. лечение по про­граммам DOTS получили 7,1 млн больных.

Система DOTS стала доступной для 61% мирового населения уже в 2002 г., однако всего 32% больных с впервые выявленным туберкулезом с положи­тельными результатами бактериоскопии мазков мокроты были включены в программу DOTS [ 15].

Препятствиями для быстрого распространения DOTS являются трудности финансового характера, проблемы человеческих ресурсов, неадекватная ин­фраструктура медицинской службы, недостаточное обеспечение высококачес­твенными противотуберкулезными препаратами, а также пробелы в информи­рованности населения об опасности туберкулеза . ВОЗ совместно с рядом наиболее заинтересованных стран разработал так называемый Глобальный план расширения стратегии DOTS, в котором очерчены необходимые меро­приятия и ресурсы по расширению системы DOTS для достижения глобальных целей по борьбе с туберкулезом . Успешное осуществление этого плана по­требует значительных финансовых и человеческих ресурсов. Точно так же по­требуется разработка новой стратегии и вложение дополнительных средств для решения глобальных и региональных проблем борьбы с туберкулезом, в част­ности с туберкулезом у ВИЧ-инфицированных.

Похожие записи:

Сайт Здоровье родных и близких находят по следующим фразам:

Оставить отзыв



Рейтинг@Mail.ru