Как могут сотрудничать общественный и частный сектора здравоохранения в выявлении, лечении и в мониторинге случаев туберкулеза?

Отчетность является фундаментальным принципом борьбы с туберкулезом. В каждом географическом районе имеется специальный работник (окружной или муниципальный специалист по борьбе с туберкулезом), несущий ответ­ственность за быстрое выявление, эффективное лечение и систематический мониторинг больных туберкулезом. Плохая организация лечения в любом из секторов здравоохранения увеличивает риск развития лекарственной устойчи­вости, распространения туберкулеза и летальных исходов. Специалист по борь­бе с туберкулезом должен нести юридическую ответственность за Каждого Больного туберкулезом, а не только за больных, находящихся под наблюдени­ем системы общественного здравоохранения.

Во многих странах доля медицинского обслуживания, предоставляемого уч­реждениями общественного здравоохранения, постепенно снижается [ 1]. Други­ми поставщиками медицинской помощи являются благотворительные организа­ции, службы здравоохранения для государственных служащих, застрахованных работников, заключенных, военных и членов их семей. Во многих странах забо­левшие туберкулезом первоначально обращаются за консультацией к частноп­рактикующим медицинским работникам . К их числу относятся врачи с ли­цензиями или без них, а во многих странах — также более или менее опытные фармакологи, продающие противотуберкулезные лекарственные препараты без рецептов. Пациенты, обращающиеся к подобным специалистам, могут ощущать неудовлетворенность помощью, предлагаемой системой общественного здраво­охранения. К сожалению, помощь, оказываемая частниками, часто приводит к запоздалой диагностике туберкулеза, неполноценной и нестандартной тера­пии, развитию лекарственной устойчивости, распространению инфекции и не­нужным расходам пациентов.

До сих пор отсутствует единое мнение о том, как достичь координированно-сти в работе общественного и частного секторов в разных странах. Эффектив­ные программы используют несколько или же все описанные ниже подходы, однако вне зависимости от их выбора предпосылкой успеха остается надежная государственная служба.

Конкуренция

Определенная степень соперничества является фактором, присутствующим почти во всех программах борьбы с туберкулезом: «Хорошо организованная ам­булаторная химиотерапия, особенно бесплатная, будет привлекать больных из самых отдаленных мест» . Подобный подход может быть эффективным, ес­ли государственные службы бесплатны, доступны, с доброжелательным отно­шением к пациентам, обладают реальными лечебными возможностями и ши­роко известны как таковые.

Исключение

Иной подход предусматривает исключение частного сектора. Во всех развитых и в некоторых из развивающихся стран предусмотрен запрет на свободную и по­всеместную продажу противотуберкулезных средств. В некоторых странах эти препараты доступны только через общественный сектор. Однако лишь в не­скольких странах контролируются лекарственные средства, назначаемые врача­ми. Программы борьбы с туберкулезом должны прилагать попытки запретить свободную продажу противотуберкулезных средств. Однако любые более амби­циозные формы запретов требуют политической, культурной и социальной под­держки так же, как и вся надежная служба борьбы с туберкулезом в обществен­ном секторе. Подобные условия существуют в сравнительно немногих районах.

Договоренность

Общественный сектор может согласовывать с частным сектором программу борьбы с туберкулезом. Государство не обеспечивает все виды помощи, а кли­нические службы могут быть ориентированы на другие источники поддержки здравоохранения. Однако сохраняется ответственность правительства за обес­печение эффективного клинического обслуживания, реально доступного для больных. Четкая контролируемость и определенность играют важную роль в осуществлении успешной договоренности.

Сотрудничество

Некоторые программы предусматривают активное вовлечение частного секто­ра в борьбу с туберкулезом. Во многих странах общественное здравоохранение и профессиональные группы (например, национальные общества пульмоноло­гов) сотрудничают в выработке стандартов помощи, оказываемой как обще­ственным, так и частным сектором, а также в пересмотре программ обучения в медицинских институтах с целью внесения в них соответствующих согласо­ванных стандартов. Программа города Нью-Йорка по борьбе с туберкулезом иллюстрирует подобный подход. Все врачи города, в том числе и обучающиеся, обеспечиваются компактными справочными руководствами по диагностике и лечению туберкулеза. В этих руководствах имеется информация о том, где и как обслуживать больных туберкулезом. Стандарты помощи в диагностике и в лечении также широко распространяются на конференциях, лекциях, сове­щаниях и приводятся в циркулярах. Высококвалифицированные лабораторные службы обеспечивают свободный бесплатный доступ для больных. Частные ла­боратории и больницы транспортируют образцы патологического материала для исследования в лаборатории Департамента здравоохранения. Сам Департа­мент здравоохранения одобряет направление больных в свои пульмонологиче­ские клиники и побуждает врачей не приступать к лечению до завершения со­ответствующих исследований. Департамент также осуществляет наблюдение за лечением больных сотрудниками общественного здравоохранения в качестве услуг для пациентов, частных врачей, если последние назначают стандартную терапию. Кроме того, Департамент обеспечивает бесплатными лекарственны­ми препаратами пациентов, наблюдаемых частными врачами, контролируя при этом соблюдение стандартных схем химиотерапии и непосредственную про­верку регулярности приема препаратов. Функционирует «горячая линия», предназначенная для срочных клинических консультаций врачей, а также для специальной информации больных.

Часто все еще сохраняются давние традиции взаимного неуважения между выпускниками медицинских институтов и службами общественного здравоох­ранения. Подобный антагонизм может быть преодолен только при поддержке, понимании и технической согласованности взаимных усилий.

Отчетность

Отчетность, или учет, имеет решающее значение в эффективности многих ас­пектов борьбы с туберкулезом . Агентства общественного здравоохранения, осуществляющие активный надзор за лабораториями, имеют право отзыва ла­бораторной лицензии в случаях недостаточности или плохой организации от­четности в ее работе. Это значительно улучшает регистрацию случаев выявления больных с положительными результатами бактериоскопии мазков (с положи­тельными результатами посева мокроты). Фамилии больных с бактериологиче­ски подтвержденным диагнозом туберкулеза вносятся в списки, что облегчает мониторинг их лечения. Появляется возможность контролировать и оценивать результаты лечения и исходы у каждого бациллярного больного в каждом из уч­реждений данного района. Подобный подход должен быть коллегиальным, направленным на поддержку и создавать минимум затруднений для работы ла­бораторий. Лаборатории могут систематически посылать сведения о туберкуле­зе и изменениях, произошедших в этой области. Руководители лабораторий мо­гут привлекаться к обсуждению вопросов совершенствования координации посредством консультативных групп, состоящих из руководителей наиболее крупных лабораторий. Подобный подход способен существенно улучшить вы­явление случаев туберкулеза. Особое внимание следует обращать на усовершен­ствование знаний врачей о важной роли бактериоскопического исследования мазков мокроты на КУМ в диагностике туберкулеза, а также на контроль качес­тва этих исследований. Внимание общественного здравоохранения следует фо­кусировать на бактериологически подтвержденных случаях туберкулеза, так как именно такие больные определяют распространение туберкулеза и летальность от этой инфекции. Система существенно облегчает надзор, поскольку лаборато­рий значительно меньше, чем врачей.

Программа общественного здравоохранения обязана, как минимум, и со­хранять сведения о всех крупных поставщиках медицинской помощи, оказыва­ющих помощь в борьбе с туберкулезом. Всех их следует привлекать к стандар­тизации методов постановки диагноза, проведению лечения и осуществлению мониторинга. Программа борьбы с туберкулезом, опирающаяся на обществен­ный сектор, оказывается весьма успешной [5—9]. По мере роста эффективности государственной службы удается и более надежно проводить мониторинг част­ной медицинской помощи, осуществлять стандартизацию помощи и точность регистрации. В случаях, когда частные лица придерживаются соответствующей системы медицинской помощи и регистрации, общественные организации мо­гут оказать им полезную поддержку. Таким образом, роль общественного секто­ра должна сводиться не только лечению, но и к обеспечению высококвалифи­цированной лечебной помощи во всех секторах, т. е. охватывать всех или почти всех пациентов данной территории.

Похожие записи:

Сайт Здоровье родных и близких находят по следующим фразам:

Оставить отзыв



Рейтинг@Mail.ru