Как можно продвигать и поддерживать службы борьбы с туберкулезом?

Проблемы и преимущества

Эффективная программа борьбы с туберкулезом нуждается в политической и административной поддержке на национальном и местном уровнях. Поэтому обеспечение такой поддержки является проблемной задачей противотуберку­лезной программы. Подавляющее большинство больных туберкулезом нахо­дятся в экономически неблагоприятных условиях и фактически не обладают каким-либо политическим влиянием. Кроме того, туберкулез способствует от­чуждению. Больные туберкулезом обычно не создают ассоциаций или групп поддержки для лоббирования своих интересов (улучшение обслуживания и увеличение ресурсов). Наконец, борьба с туберкулезом продолжительна и требует непрерывной поддержки.

Около 2 млрд человек, живущих на земле, инфицированы микобактериями туберкулеза, и активный туберкулезный процесс разовьется у100 млн из них на каком-то этапе их жизни. Таким образом, эффективная противотуберкулезная служба будет необходимой еще на протяжении не менее 40—50 лет. Но и этот срок может стать реальным только при условиях, что будет полностью прекра­щено дальнейшее распространение туберкулезной инфекции, будет изобретена высокоэффективная противотуберкулезная вакцина, способная защитить не-инфицированных, и применение подобной вакцины будет широким.

Помимо этого эпидемия ВИЧ-инфекции катастрофически увеличивает ко­личество больных туберкулезом, главным образом в странах с ограниченными ресурсами. Службы здравоохранения во многих развивающихся странах рефор­мируются и поднимают новые проблемы в борьбе с туберкулезом. Реформы сектора здравоохранения потенциально могли бы повысить эффективность и увеличить привлечение общественности, однако на практике это часто пре­вращается во взимание платы с пациентов, в свертывание служб и приводит к ограничению способности эффективного функционирования программ борьбы с определенными заболеваниями, прежде всего противотуберкулезной программы .

Несмотря на все указанные проблемы, программа борьбы с туберкулезом имеет и ряд преимуществ. Во-первых, туберкулез является вполне излечимым заболеванием, а борьба с туберкулезом — это победоносное сражение в отли­чие от многих других медицинских и социальных проблем. Во-вторых, проти­вотуберкулезные службы четко подотчетны и поэтому зависят от многих руко­водителей, принимающих решения. Программа борьбы с туберкулезом может проследить точное количество обследованных, диагностированных пациен­тов, число лечившихся и излеченных, а также четко обосновать, сколько чело­веческих жизней было спасено благодаря деятельности программы борьбы с туберкулезом. Эта информация сообщается руководителям, финансирую­щим и поддерживающим программу. В-третьих, контроль туберкулезной ин­фекции обеспечивает экономический эффект (см. главу 56 «Является ли стра­тегия DOTS экономически эффективной?»). В-четвертых, многие люди, про­живающие в странах со значительной распространенностью туберкулеза и воспринимающие это заболевание как важную причину инвалидизации и смерти, совершенно справедливо рассматривают эффективно работающие противотуберкулезные службы как решающий показатель хорошего управле­ния. В-пятых, стратегия DOTS может быть успешно применена почти в любых обстоятельствах, так как для ее внедрения требуются сравнительно простые действия. Наконец, возможно, самое важное состоит в том, что стратегия DOTS основана на серьезных научно обоснованных данных, в том числе под­держивающих диагностическую стратегию, которые суммированы в первом разделе данной книги, посвященном выявлению больных. Рандомизирован­ные и контролируемые клинические исследования по проблемам химиотера­пии туберкулеза описаны во втором разделе книги. Они подтвердили эффек­тивность краткосрочных курсов химиотерапии. Последний раздел посвящен описанию системы учета (регистрации) и отчетности, позволяющей быстро идентифицировать проблемы как при индивидуальном, так и при обобщен­ном анализе (см. главу 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендована?»).

Содействие службам борьбы с туберкулезом

Программа борьбы с туберкулезом наилучшим образом содействует эффек­тивной работе противотуберкулезной службы на национальном уровне, если она адекватно обеспечена персоналом и пользуется постоянной поддержкой. Общая стратегия программы должна содействовать разработке разумной по­литики действий и прилагать максимум усилий в привлечении и в убеждении руководителей, принимающих решения, к осуществлению подобной полити­ки. Очень важно, чтобы в работу по внедрению эффективного контроля ту­беркулеза включались отдельные лица, группы и целые сообщества помимо правительственных организаций. Большинству программ необходим управ­ляющий орган, чтобы нанимать сотрудников, приобретать материалы и обо­рудование и заключать контракты с различными службами. Все эти функции можно успешно выполнять только при всесторонней политической и адми­нистративной поддержке в пределах всей страны или территории.

Поддержка служб борьбы с туберкулезом

Борьба с туберкулезом — это длительное сражение. Начальный успех, достигну­тый в этом сражении, привел к самоуспокоенности во многих странах, след­ствием чего стало возобновление роста заболеваемости туберкулезом, возник­новение и распространение лекарственной устойчивости возбудителя [2, 3]. Термин «и-образная кривая заинтересованности» используется для обозначе­ния своеобразного феномена. Он заключается в том, что после падения заинте­ресованности, ослабевает деятельность по поддержке программы борьбы с ту­беркулезом. В результате страдает выполнение программы, ухудшается ситуа­ция по туберкулезу и происходит увеличение бремени этого заболевания для общества . Наиболее важным элементом стратегии для сохранения роли противотуберкулезных служб в аспекте данной проблемы является убеждение в высокой эффективности их работы. Эту эффективность и достижения в борь­бе с туберкулезом необходимо систематически документировать и придавать гласности, широко оповещая тех, кто вкладывает средства. Эффективное вне­дрение подразумевает текущий анализ данных программы с целью их объек­тивной оценки и постоянного совершенствования всей службы. Ключевой эле­мент стратегии заключается в определении тех, кто может оказать внешнюю поддержку в стране. Управление в общественном секторе чаще определяется существующими проблемами, а не поставленными задачами . Чтобы ограни­чить влияние этой нежелательной тенденции, программы должны изыскивать поддержку со стороны отдельных лиц, организаций и неправительственных групп. В отношении борьбы с туберкулезом эти изыскания должны быть ори­ентированы на лиц и группы, заинтересованных в эффективной работе проти­вотуберкулезных служб и обеспечивающих их общедоступность в обществе. Отдельные лица и неправительственные организации могут играть решающую роль в продвижении и поддержке эффективной работы противотуберкулезных служб.

В конечном счете установление и поддержание высококачественных служб борьбы с туберкулезом отражает эффективность руководства в национальном масштабе и его деятельность.

Похожие записи:

Сайт Здоровье родных и близких находят по следующим фразам:

Оставить отзыв



Рейтинг@Mail.ru