Является ли стратегия dots экономически эффективной?

Относительная значимость различных вмешательств может оцениваться путем сопоставления вложенных затрат и полученных доходов. В случае вмеша­тельств в области здравоохранения — это обычно достигается при сопоставле­нии затрат и достижений. Сопоставление затрат и эффективности полезно при оценке преимуществ различных вмешательств при специфических заболевани­ях, при оценке относительной значимости различных вмешательств при одном и том же заболевании, а также как средство мобилизации ресурсов, способству­ющее инвестициям.

Затраты можно сравнивать непосредственно, поскольку они обычно изме­ряются одни и тем же способом. Однако достижения, обеспеченные разными вмешательствами, далеко не всегда можно сравнивать между собой. Например, инвалидность, предотвращенная при иммунизации от полиомиелита, не под­дается прямому сопоставлению со смертельными исходами, устраненными си­стемой DOTS. Поэтому необходимы некоторые формы стандартизации для со­поставления разных вмешательств.

Чаще всего используют анализ относительной эффективности вмешатель­ства для здоровья, или показатель затраты — эффективность, когда само вмеша­тельство является явным благом для здоровья и выражается, например, потен­циальными годами продления жизни пациента. Правда, этот критерий может недооценить значимость вмешательств при болезнях, непосредственно не уг­рожающих жизни, но приводящих к инвалидности, например при лепре. По­этому была разработана концепция, использующая в качестве показателя сте­пень инвалидности и смерть (так называемый год жизни, скорректированный на инвалидность,— DALY) . Показатель затраты — эффективность этого вме­шательства при этом может быть выражен как стоимость предотвращения по­тери одного года жизни, скорректированного на инвалидность.

Затраты на службу здравоохранения могут быть разделены на следующие четыре категории (рис. 19):

— постоянные затраты на общие службы здравоохранения;

— постоянные затраты на противотуберкулезную службу — дополнительные затраты на противотуберкулезную программу, не изменяющиеся при уве­личении числа больных (например, оклад персонала);

Рис. 19

Теоретическая основа стоимости службы борьбы с туберкулезом3

Число больных

3 Источник: пункт 2 в списке литературы.

предельные затраты противотуберкулезной службы — затраты, связанные с каждым вновь выявленным и лечащимся больным (например, стои­мость лекарств);

— дополнительные затраты — объединяют постоянные и предельные затра­ты противотуберкулезных служб.

Подтверждение эффективности DOTS С точки зрения затрат по сравнению с другими медицинскими вмешательствами

В 1993 г. Всемирный банк опубликовал доклад «Инвестиции в здравоохране­ние», в котором сопоставляются затраты и эффективность различных вмеша­тельств в первичной медико-санитарной помощи. По оценкам, эффективный противотуберкулезный контроль обходится в 20—57 долл. США в расчете на один предотвращенный случай смерти и в 1—3 долл. США в расчете на DALY. Таким образом, противотуберкулезная химиотерапия оказалась одной из наиболее экономически эффективных медицинских мероприятий наряду с вакцинацией против кори и дополнительным лечением витамином А . После публикации этого сообщения стоимость противотуберкулезных препа­ратов резко снизилась. Основной курс химиотерапии в настоящее время стоит не более 10 долл. США, в то время как в начале 1990-х годов его стоимость бы­ла 40—60 долл. США . Это снижение сделало стратегию DOTS более эконо­мически эффективной. Однако подобная эффективность не подтверждается в отношении ВИЧ-инфицированных больных туберкулезом. Их значительно более короткий срок жизни после завершения противотуберкулезной химиоте­рапии существенно снижает показатели затраты — эффективность самой систе­мы DOTS.

Подтверждение эффективности DOTS С точки зрения затрат по сравнению с другими стратегиями борьбы с туберкулезом

К числу других стратегических направлений в борьбе с туберкулезом относят­ся: вакцинация БЦЖ, профилактическая химиотерапия и активное выявление новых случаев заболевания. Эти стратегии весьма привлекательны в теоретиче­ском отношении, но практически они относительно малоэффективны, особен­но в сопоставлении с DOTS.

Вакцинация БЦЖ у новорожденных рекомендована в странах со значи­тельной распространенностью туберкулеза. Она предотвращает развитие тя­желых форм туберкулеза у детей, прежде всего туберкулезного менингита и милиарного туберкулеза. Всемирный банк определил стоимость вакцинации БЦЖ в 7 долл. США в расчете на DALY. Однако этот метод эффективен с точ­ки зрения затрат только в регионах с очень высоким ежегодным риском тубер­кулезной инфекции (более 1% в год) . В то же время вакцинация БЦЖ, спо­собная предотвратить развитие форм туберкулеза, обычно не сопровождаю­щихся бактериовыделением, не оказывает заметного влияния на дальнейшее распространение туберкулезной инфекции.

Всемирный банк не определил затраты на профилактическую терапию в расчете на DALY. Тем не менее, по его заключению, селективный скрининг и лечение в группах повышенного риска (семейные контакты и лица, инфици­рованные ВИЧ) «вероятно обоснованы». При этом сделана оговорка, что «мас­совая профилактика высоко затратна и ограниченно эффективна» .

Активное выявление больных среди населения теоретически может быть вполне эффективным. Однако, как показано в гл. 15 («Какова роль периодиче­ских массовых рентгенологических обследований населения в выявлении но­вых случаев туберкулеза?»), данный метод имеет серьезные ограничения на практике. С его помощью выявляются преимущественно преобладающие фор­мы туберкулеза, с которыми успешно борются с помощью стратегии DOTS (см. главу 69 «Возможно ли держать туберкулез под контролем?»). Кроме того, па­циенты, выявленные при подобных массовых обследованиях, обычно не про­ходят полный курс противотуберкулезной химиотерапии.

Подтверждение эффективности DOTS С точки зрения затрат по сравнению с другими стратегиями лечения туберкулеза

Эффективность разных стратегий лечения больных туберкулезом с точки зре­ния затрат сопоставлена в двух ранее выполненных исследованиях в странах Африки. Одно из этих исследований было проведено в Ботсване , Второе — в Малави, в Мозамбике и Объединенной Республике Танзании . Цель каж­дого из этих исследований состояла в сопоставлении эффективности краткос­рочных и дополнительных схем химиотерапии стрептомицином, изониазидом и тиоацетазоном, а также в сравнении полностью амбулаторного лечения со стационарным на протяжении начальной интенсивной фазы. Стоимость про­тивотуберкулезных препаратов, назначаемых при краткосрочной схеме хи­миотерапии, была в три раза выше, чем при стандартном лечении. Тем не ме­нее более быстрые темпы излечения при краткосрочной химиотерапии делали ее экономически менее затратной, особенно при лечении только в амбулатор­ных условиях. Последующие исследования подтвердили эти наблюдения. Так, результаты восьми исследований, опубликованных в период с 1982 по 1992 г., показали, что затраты в расчете на конечный эффект при краткосрочных кур­сах лечения в амбулаторных условиях не превышали 19—41% от стоимости обычной продолжительной химиотерапии с двухмесячным пребыванием в стационаре .

Экономическая выгода для стран, внедривших систему DOTS, может быть весьма значительной. Экономический анализ применения этой системы, про­веденный ВОЗ в Индии в 1996 г., показал, что дополнительные инвестиции в 200 млн долл. США в год привели к экономии 750 млн долл. США ежегодно. Эта экономия была обусловлена снижением распространенности туберкулеза, предотвращением случаев смерти и высвобождением больничных коек [ 7].

Экономические преимущества системы DOTS для общества даже гораздо выше, чем для правительств. Во многих развивающихся странах прямые затра­ты правительства на диагностику и на лечение туберкулеза намного ниже, чем прямые и косвенные затраты семей больных. Исследование, проведенное в Уганде, было одним из первых, продемонстрировавших этот факт. Из общих затрат, равных 324 долл. США, пациент вносит 229 долл. США в виде прямых и косвенных затрат . Самую значительную часть этих расходов составляет по­теря рабочего времени, эквивалентная доходам за 3—4 мес работы (см. главу 53 «Что представляет собой медицинское, социальное и экономическое бремя, связанное с туберкулезом?») .

Подтверждения потенциальной экономической выгоды для всего общества от внедрения системы DOTS были получены при исследовании, проведенном в Таиланде . Это исследование установило, что на 1 долл. США, вложен­ный во внедрение этой системы, в казну на протяжении 20 лет возвращается

50 долл. США.

Внедрение системы DOTS может повысить затраты всего на 0,05 долл. США в расчете на одного жителя в некоторых странах с низкими доходами и лишь в редких случаях составит более 0,20 долл. США в бедных странах со значительной распространенностью этого заболевания .

Суммируя приведенные выше данные, следует еще раз отметить высокую экономическую эффективность стратегии DOTS, выгодную как для прави­тельств, так и для общества. Эта стратегия является «удачным приобретением» для планирования здравоохранения и определения политики. Система DOTS должна стать приоритетом для служб здравоохранения в странах с ограничен­ными ресурсами. Она предлагает и обеспечивает значительные преимущества по сравнению с другими стратегиями лечения туберкулеза и борьбы с этим за­болеванием.

Похожие записи:

Сайт Здоровье родных и близких находят по следующим фразам:

Оставить отзыв



Рейтинг@Mail.ru