Посттравматический синдром поражения сердца: постперикардиотомный синдром

Посттравматический синдром поражения сердца развивается в течение нескольких дней или нескольких месяцев после поврежде­ния сердца и/или перикарда [28, 427]. Он весьма похож на постин­фарктный синдром; складывается впечатление, что оба эти синдро­ма представляют собой варианты общего иммунопатологического процесса. Однако в отличие от постинфарктного синдрома посттрав­матический синдром характеризуется более быстрым и более выра­женным повышением титра антикардиальных антител (антисарко-леммальных и антифибриллярных); возможно, это обусловлено вы­свобождением большего количества антигенного материала [427,428]. При этом считается, что повышение титра антикардиальных анти­тел имеет небольшое клиническое значение ; до сих пор оста­ется неясным, является ли это повышение фактором, провоцирую­щим возникновение постперикардиотомного синдрома, или его след­ствием . Развитие постперикардиотомного синдрома (без выпота в по­лость перикарда) отмечено даже при использовании малоинвазив-ной методики коронарного шунтирования . Описан случай раз­вития посттравматического синдрома поражения сердца после ус­пешного выполнения коронарной ангиопластики со стентировани-ем у 79-летнего больного (через 3 нед после этого вмешательства появились признаки плеврита и перикардита, которые были купи­рованы применением КСП) .

После выполнения коронарного шунтирования и операций на клапанах сердца частота возникновения перикардиальных выпотов достигает 58—64% ; при этом развитие тампонады более ха­рактерно для вмешательств на клапанах сердца, что может быть свя­зано с предоперационным применением антикоагулянтов . После ортотопической трансплантации сердца появление перикар­диального выпота отмечается в 21% случаев; частота его возникно­вения выше при использовании во время операции аминокапроно-вой кислоты . После кардиохирургических вмешательств возможно развитие констриктивного перикардита; частота его возникновения состав­ляет от 0,2 до 2,0%. К факторам риска развития такого перикардита относятся применение варфарина и недостаточное дренирование полости перикарда после операции; показано, что интервал между хирургическим вмешательством и появлением признаков констрик­тивного перикардита составлял в среднем 82 дня [436, 437]. Симптоматическое лечение постперикардиотомного синдрома такое же, как при остром перикардите (НПВС или колхицин следу­ет применять в течение нескольких недель или месяцев, даже после исчезновения выпота) .

При устойчивых к такому лечению формах синдрома можно назначить длительный (в течение 3—6 мес) прием КСП, но предпочтительнее выполнять перикардиоцентез и внутриперикардиальную инсталляцию триамцинолона (по 300 мг/м2). Потребность в повторном хирургическом вмешательстве и пери­кардэктомии возникает очень редко. В настоящее время оценивает­ся эффективность кратковременного периоперационного примене­ния КСП или колхицина для первичной профилактики постпери­кардиотомного синдрома . Среди редких причин возникновения перикардиального выпо­та и тампонады сердца, обусловленных медицинскими вмешатель­ствами, следует отметить акупунктуру.

Этот метод древней китай­ской медицины довольно широко применяется для уменьшения интенсивности болей разной природы. Несмотря на распространен­ность акупунктуры и общепринятое мнение о ее относительной безопасности, опубликованы сообщения о 7 случаях развития пери-кардиального выпота и тампонады сердца, связанных с выполнени­ем этого вмешательства [440—446], в том числе о 2 случаях со смер­тельным исходом [442, 444].

Похожие записи:

Сайт Здоровье родных и близких находят по следующим фразам:

Оставить отзыв



Рейтинг@Mail.ru